Фонтанирующий в последнее время идеями глава европейской дипломатии Жозеп Боррель в своим блоге написал, что Евросоюз жаждет перемен и ищет новых партнеров в Средней Азии.

Боррель отметил, что Евросоюз для увеличения объемов торговли с Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном и другими странами региона, предлагает построить транспортные коридоры в обход России.

Глава внешнеполитического ведомства ЕС посетовал на то, что Россия играет ведущую роль в вопросах транзита товаров из Средней Азии в Европу через свою развитую железнодорожную сеть. Однако текущие санкции со стороны ЕС привели к ограничению доступа среднеазиатских товаров на рынок Европы. От этого пострадали все страны Средней Азии.

Для того, чтобы более не зависеть от России, Жозеп Боррель предложил заняться строительством железных дорог и автомагистралей в обход России. Транспортную инфраструктуру предложено расширить и углубить за счет развития Транскаспийского транспортного маршрута, конечными точками которого являются китайский морской порт в городе Сиань и польский город Лодзь.

Транскаспийский транспортный маршрут должен пройти транзитом через территорию Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции.

На данный момент указанная идея, как и многие другие предложения Жозепа Борреля, выглядит утопичной.

Важно понимать, что Транскаспийский транспортный маршрут преимущественно создан для транзита в Европу китайских товаров. Следовательно, для того, чтобы указанный план реализовывать необходимо предварительно спросить у Китая, а нужен ли ему этот коридор в обход России.

Очевидно, что нет.

Доставка товаров по замысловатому и более длинному Транскаспийскому маршруту, проходящему через территорию нескольких стран, экономически менее выгодна чем поставка грузов по российской железной дороге. Это первое.

Далее, текущая пропускная способность Транскаспийского маршрута мизерная. Через данный транспортный коридор в 2021 года прошло лишь 8 млн тонн грузов. Это в 4 раза меньше объема перевозки внутрироссийских грузов вдоль Северного морского пути.

Очевидно, что Евросоюз хочет получать из Средней Азии уголь и нефть. Для того, чтобы хотя бы частично восполнить ушедшие с европейского рынка российские энергоресурсы необходимо кратно расширить железнодорожную инфраструктуру на что потребуется потратить десятки миллиардов евро.

Однако непонятно нужен ли этот проект странам региона, которые сейчас зарабатывают на экспорте своего сырья в Китай. Зачем странам Средней Азии менять надежных китайских партнеров на непредсказуемых европейских совершенно непонятно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь