Руководство Казахстана в прошлом году под давлением американских и британских корпораций, ведущих разработку месторождений нефти и газа на территории страны, неоднократно высказывалось за создание альтернативных маршрутов вывоза нефти в обход России на энергетический рынок Европы.

Указанные разговоры начались после анонсирования западными странами информации о введении запрета на импорт российской нефти. После того как Россия ввела ограничения на работу Каспийского трубопроводного консорциума, через который вывозилась почти вся казахская нефть, разговоры о необходимости поставок казахской нефти в обход России приобрели статус президентского поручения Касыма Жомарта Токаева членам казахского правительства.

Она за минувшие несколько месяцев в этом направлении не было фактически сделано ничего.

На протяжении нескольких десятилетий нефть с территории Казахстана экспортировалась в Европу по трубе ТТК из Западного Казахстана через российские регионы прямо к нефтеналивному терминалу в Новороссийске.

Указанный нефтепровод позволяет перекачивать через него 83 млн тонн нефти в год, из которых 72 млн тонн нефти поставляют казахские компании.

После возникновения неоднократных перебоев в работе нефтеналивного терминала в Новороссийске, президент Казахстана в июле 2022 года дал поручение правительству проработать вопрос поставок нефти по Транскаспийскому маршруту через порты в Азербайджане, а также нарастить объемы экспорта нефти в Китай.

В течение осени казахские компании отчитывались о заключении контрактов на экспорт нефти через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Однако объемы транзита нефти через данный нефтепровод не превысили и 1% от суммарного объема экспорта казахской нефти.

В декабре месяце казахские власти обсуждали с руководством Германии возможность транспортировки нефти по российскому нефтепроводу Дружба. Однако, судя по всему, Минэнерго России согласия на возможность использования нефтепровода Дружба казахским компаниям не дал.

Идея использования Транскаспийского маршрута обсуждается в Казахстане с начала 2000-х годов. Однако казахские компании указанным маршрутом пользоваться не хотят ввиду того, что поставка нефти через территорию России более выгодна.

Проблема усугубляется отсутствием у Казахстана крупного танкерного флота, с помощью которого можно было бы перевозить нефти по Каспию. Плюс сам Каспий мелеет и государству необходимо вложить миллиарды долларов в модернизацию портовой инфраструктуры и работы по углублению дна.

При этом вопросы строительства нефтепровода и газопровода через Каспий не желает обсуждать Россия по вопросам экологической безопасности.

А что касается экспорта казахской нефти в Китай, то предоставление скидок российскими нефтяными компаниями, делает казахскую нефть для КНР невыгодной.

По указанным причинам реальных альтернатив транзиту казахской нефти через территорию России нет и пока не предвидится.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь