Эксперты Bloomberg сообщили, что уход с российского рынка крупных западных зерновых трейдеров стал настоящим подарком для российских сельхозпроизводителей.
29 марта Минсельхоз России получил письменное уведомление от мирового лидера сфере производства и экспорта сельхозпродукции – канадского агропромышленного холдинга Viterra (бывшей Glencore Agriculture) об уходе с российского рынка и прекращении работы по экспорту российского продовольствия.
Сразу вслед за канадским холдингом об уходе с нашего рынка сообщил американский зерновой трейдер Cargill.
Две указанные компании входили в первую пятерку крупнейших экспортеров российского зерна, выкупая его у российских сельхозпроизводителей и продавая за рубеж. Это приводило к тому, что основная маржа от продажи нашего зерна оседала в карманах западных посредников, имевших давние экономические связи с множеством потребителей нашего зерна в других странах.
Помимо присвоения себе значительной части дохода от продажи зерна западные корпорации ограничивали возможности российских сельхозпредприятий во внешнеэкономической деятельности.
Несмотря на то, что формально санкций в отношении российского зерна не вводилось в морские портах недружественных стран в прошлом году оказались заблокированными сотни тысяч тонн нашего зерна.
По этой причине спрос на услуги западных зерновых трейдеров был высок ввиду повышенного риска у наших сельхозпроизводителей остаться и без зерна, и без денег.
И вот теперь западные зерновые трейдеры решили уйти из России.
При этом Bloomberg сообщает, что произошло это не по их добровольной воле, а под давлением российских властей. Сообщается, что фактически руководству Viterra и Cargill указали на дверь поскольку российские власти больше в услугах компаний из недружественных стран не нуждаются.
Помимо потери от бизнеса на перепродаже российского зерна, Viterra и Cargill лишатся крупных производственных площадок.
Viterra владела долей крупнейшего в России терминала по перевалке зерна в порту Тамань и зернохранилищем. Канадской компании также принадлежал зерновой терминал в порту Ростова-на-Дону.
В свою очередь американская компания Cargill являлась собственником элеваторов в Краснодарском крае и Воронежской области, а также зернового терминала в порту Новороссийска.
Теперь указанные активы, вероятно, перейдут в собственность российских компаний и по цене заметно ниже рыночной.