Запрет со стороны правительства России на экспорт нефтепродуктов привел к дефициту топлива на рынке ЕС.
В большинстве стран Европы на этой неделе отмечен рост цен на бензин и дизельное топливо и некоторые страны начали вводить ограничения на выдачу топлива в одни руки.
Подобные ограничения ввела британская компания Shell на заправках в польских городах.
В городе Вроцлав на АЗС Shell введен лимит разовой заправки автомобиля дизельным топливом в объеме 100 литров. Аналогичные ограничения со вчерашнего дня введены также заправках, расположенных в Варшаве, Щецине, Освенциме.
По словам представителя компании Shell, нормирование на польских АЗС введено на временной основе ввиду нехватки топлива и пока касается только дизеля. С бензином пока перебоев нет.
При этом польские эксперты подозревают, что вскоре и бензин начнут выдавать малыми порциями.
Дело в том, что в настоящее время у российских нефтеналивных терминалов простаивают несколько десятков танкеров в ожидании начала поставок российских нефтепродуктов. Большинство танкеров подошли к портам Новороссийска, Туапсе, Тамани, Приморска, Усть-Луги для загрузки дизельным топливом и бензином, однако прием судов по распоряжению властей приостановлен.
Правительство России пока разрешило вывоз нефтепродуктов только в страны Евразийского экономического союза и только во исполнение контрактов, заключенных с компаниями Транснефть и РЖД до 21 сентября 2023 года. Все новые отгрузки нефтепродуктов запрещены.
Со вчерашнего дня в Хорватии и Словении цены на бензин выросли в среднем 4 цента, а на дизель на 7 центов.
В Австрии бензин подорожал на 3 центра, а дизель на 8 центов.
В Германии цена на дизельное топливо быстро подбирается к 2 евро за литр, в то время как Франция эту психологическую отметку уже преодолела.
Отмечу, что Евросоюз попытался ранее снизить свою зависимость от импорта нефтепродуктов посредством выдачи разрешений НПЗ разбавлять бензин и дизель биотопливом в объеме свыше 5%. Однако этой инициативе воспротивились европейские автопроизводители, заявившие о готовности аннулировать свои гарантийные обязательства по обслуживанию двигателей перед владельцами авто, если доля биотоплива в нефтепродуктах превысит 5%.
За последних две недели в Германии цены на дизель выросли на двадцать центов