Издание TradeWinds сообщило о дефиците танкеров для перевозки нефти между Северной Америкой и Европой. Нехватка танкеров привела к существенному росту затрат американских и европейских компаний на транспортировку грузов.
Стоимость фрахта танкеров с момента введения странами Большой семерки потолка цен на российскую нефть выросла 4 раза.
Отмечается, что значительная часть судов, ранее перевозивших ближневосточную или североморскую нефть, с декабря заняты перевозкой российской нефти поскольку эти перевозки приносят владельцам судов и транспортным компаниям больший доход.
По данным судового брокера Clarksons Securities, ставки на фрахт танкеров для перевозки нефти в Европе выросли до 38 тысяч долларов за 1 сутки. При этом год назад за эту же услугу требовалось заплатить не более 8 тысяч долларов.
Тарифы на транспортировку нефти между морскими портами Нью-Йорка и Роттердама с начала года выросли на 40%.
По данным судового брокера Banchero Costa, только с начала марта 2023 года средняя ставка не перевозку нефти через Атлантический океан выросла на 34%.
Отмечается, что ситуация ухудшилась после вступления в силу в странах ЕС запрета на морские поставки российских нефтепродуктов. Существенная часть танкеров, ранее перевозивших дизель из России в Европу, с начала февраля перестала ходить в европейские порты и начала курсировать между Россией, Индией и Китаем.
Предпосылок для нормализации ситуации в сфере морских перевозок нефти нет поскольку по данным судовых брокеров Россия продолжает активно наращивать объемы теневого танкерного флота, который ежемесячно увеличивается на 30 – 40 новых судов.
Поскольку мировое судостроение неспособно строить новые танкеры в таких объемах в сжатые сроки, это приводит к быстрому увеличению доли нефтеналивных танкеров, подконтрольных России.
К настоящему времени Россия непосредственно либо через цепочку посредником контролирует до 20% от общемирового танкерного флота.
По мнению западных экспертов, после введения санкций против России существующего на рынке количества танкеров стало не хватать для перевозки нефти. Произошло это из-за изменения логистики, которая привела к заметному увеличению расстояния, которое приходится преодолевать танкерам для отгрузки нефти конечному потребителю. Теперь в цепочке поставщик – покупатель появились многочисленные посредники.