Аналитическая компания Vortexa сообщила, что введенный странами ЕС запрет на импорт российских нефтепродуктов позитивно повлиял на доходы российских нефтяных компаний и негативно отразился на интересах европейских потребителей.
С 5 февраля в странах Евросоюза вступил в силу запрет на импорт российских нефтепродуктов. Одновременно с этим вступил в силу потолок цен на продукты переработки российской нефти, включая дизель и мазут.
Предельная цена покупки российского дизеля в соответствии с решением стран Большой семерки составила 100 долларов за баррель. При принятии указанного решения прогнозировалось, что фактическая цена покупки дизтоплива европейскими компаниями окажется в районе 90-100 долларов за баррель, однако ее средняя фактическая цена оказалась на уровне в 120 долларов.
Еще в декабре 2022 года европейские НПЗ были крупнейшими импортерами российского дизеля. В суммарных объемах экспорта российских компаний на долю Европы приходилось 62% от всех поставок.
Спустя месяц после введения нефтяного эмбарго поставки российского дизеля в европейские порты прекратились, а затраты европейских компаний по покупку топлива выросли на 20%. По бумагам российские нефтепродукты перестали поступать в европейские порты, а по факту российский дизель стал завозиться в Европу под видом турецкого и марокканского и с торговой наценкой от посредников.
Что же касается, российских компаний, то они столкнулись с ростом спроса на свою продукцию.
По итогам марта 2023 года по данным Vortexa объем экспорта российского дизеля вырос по отношению к февралю 2023 году на 33%. При этом отгрузки российского дизеля из портов в Новороссийске, Тамани и Туапсе достигли максимальных значений с 2016 года.
По оценкам ОПЕК, введенный ЕС запрет на импорт нефтепродуктов усилит дизельный кризис в странах Европы во втором квартале 2023 года, когда европейские НПЗ израсходуют большую часть дизеля, запасенного в резервуарах перед введением нефтяного эмбарго в отношении РФ.
Это приведет к существенному росту цен на дизтопливо на европейских АЗС.
Тем временем, глава испанской нефтеперерабатывающей компании Repsol заявил о нехватке дизеля и авиационного топлива для заправки самолетов.
Глава французского холдинга Total предупредил о скором росте цен на топливо на АЗС и о сокращении объемов промышленного производства в странах Европы ввиду дефицита нефтепродуктов.