Навигационный портал Vesselfinder сообщил, что проливе Босфор и у непосредственных подступах к нему застряли танкеры с казахской нефтью.
Сообщается, что произошло это из-за действий турецких властей, требующих предоставления от страховщиков гарантий страхового покрытия на возможные случаи ЧП, которые могут произойти с любыми танкерами с нефтью, находящимися в территориальных водах Турции.
Западные страховые компании предоставлять гарантии турецким властям под перевозку казахской нефти не хотят, заявляя, что на эту нефть не распространяются какие-либо санкционные ограничения.
У пролива Босфор на якорной стоянке ожидают разрешения ситуации 13 танкеров, которые везут нефть из Казахстана в страны южной Европы.
На борту застрявших в Босфоре танкеров находится до 6 млн баррелей казахской нефти. Это соответствует 5% ежесуточной доли потребления нефти в мире.
Западные аналитики разводят руками, заявляя, что турецкие власти не выдвигают никаких требований для транзита российской нефти через Босфор. Российские суда с нефтью свободно проходят через пролив. Только за сегодняшний день пролив Босфор преодолели без остановки 3 российских танкера, следующих из Туапсе и Новороссийска в Грецию.
При этом 13 танкеров с казахской нефтью находятся в территориальных водах Турции уже в течение 6 дней.
Свое решение в остановке транзита казахской нефти турецкие чиновники объясняют необходимостью исполнения санкционных ограничений, принятых западными странами. Однако указанные ограничения должны по идее касаться только перевозки российской нефти, а не казахской.
Однако турецкие власти приняли решение с 1 декабря дополнительно требовать от всех судовладельцев, перевозящих нефть, писем-гарантий от страховой компании, что она возьмет на себя в полном объеме все возможные убытки в случае возникновения ЧП в территориальных водах Турции.
Сообщается, что для российских судовладельцев это не стало проблемой. Они без труда получили необходимые письма-гарантии от российской компании Ингосстрах. Указанные письма устроили турецких чиновников. При этом казахские компании к новым требованиям оказались неготовыми.
Западные страховые компании письменных гарантий под безопасную перевозку казахской нефти в Европу давать не хотят.