Прозвучавший в конце прошлой недели отказ отдельных европейских контейнерных перевозчиков от работы с российскими компаниями изначально объяснялся экспертами санкционными рисками и не представлял серьезной угрозы российскому бизнесу.
Однако 1 марта стало окончательно ясно, что западные страны решили приступить к торговой блокаде России.
В этот день 3 крупнейших мировых перевозчика контейнерных грузов в лучших традициях европейской солидарности, как по команде, объявили о прекращении приема новых заказов на перевозку контейнеров из российских портов.
3 данные компании обеспечивают транспортировку морем около 50% контейнерных грузов в интересах российских предприятий.
На фоне данных новостей Правительство Казахстана достигло с Правительствами Прибалтийских государств соглашения о перевалке казахских грузов, которые ранее обслуживались нашими портами на Балтике, в прибалтийские морские порты.
Одновременно с этим заказы от российских компаний на перевозку грузов отказались исполнять до особого уведомления немецкий морской перевозчик ХапайЛойд, сингапурская компания ОсеанНетворкЭкспресс, а также тайваньский оператор Янг Минь.
Ограничения также затронули интермодальные железнодорожные сервисы. Датская компания Маерск обеспечивает транзитные перевозки грузов как морским, так и железнодорожным транспортом, запуская поезда из Китая через Забайкальск к портам Балтики.
Теперь под запрет на перевозку попадает любая российская и иностранная продукция, кроме продовольственных товаров, продуктов питания, а также медицинских и гуманитарных грузов.
До сих пор в контейнерных экспортных перевозках преобладала российская продукция лесной промышленности, обработанная древесина, картон, бумага, пиломатериалы, а также минеральные удобрения и нефтехимия, включая каучук и пластик.
Под блокировку попала и вся импортная продукция, которая доставлялась контейнерными перевозчиками. Преимущественно это запчасти и комплектующие для автомобилей, недорогая бытовая техника, продукция легкой промышленности.
Эксперты уверены, что торговой блокадой со стороны западных стран воспользуются азиатские партнеры, поскольку они к блокаде не присоединялись. Место западных компаний, в частности, готова занять китайская компания Коско Шиппинг, являющаяся 4-й в мире в объемах перевозки контейнерных грузов.
Недавно, к слову, данная компания сообщила о запрете на перевозку украинских грузов.