Официальный представитель Государственного департамента США Ведант Патель заявил журналистам о том, что американские власти всерьез обеспокоены планом строительства российско-иранской железной дороги в рамках расширения международного транспортного коридора Север-Юг.
Белый дом планирует помешать экономическому сотрудничеству России и Ирана и реализации указанного инфраструктурного проекта поскольку он может быть использован для обхода обеими странами западных санкций.
Накануне президенты России и Ирана подписали соглашение о строительства железной дороги на территории Ирана между населенными пунктами Решт и Астара длиной в 162 км. По завершении строительства данного участка весь маршрут от Санкт-Петербурга до Мумбаи длиной в 7200 км можно будет преодолеть по железной дороге за 10 суток.
Сейчас грузы по указанному маршруту перевозятся за 35 – 40 суток разными видами транспорта.
Создание бесшовного железнодорожного сообщения позволит увеличить грузооборот товаров по транспортному коридору Север Юг в 2 раза с 15 до 30 млн тонн в год с перспективой роста до 60 млн тонн.
Комментируя слова американского чиновника любопытно узнать, а что США планируют конкретно предпринять. Ввести в отношении России и Ирана еще 10 тысяч бесполезных санкций или надавить на Индию с учетом того, что все предыдущие попытки давления оканчивалось дальнейшим укреплением экономического сотрудничества между Москвой и Нью-Дели.
Опасение американцев понятны.
Основной объем грузов между Россией, Индией и Ираном сейчас перевозится по морю. Морские проливы контролирует военно-морской флот США.
Трансграничные сухопутные коридоры, предназначенные для поставок китайских и индийских товаров в Европу через территорию России, создают угрозу американским интересам, ведут к укреплению хозяйственных связей между всеми транзитным государствами и делают американские санкции неэффективными.
Россия, Иран и Индия рассматривают сухопутный коридор Север Юг в качестве альтернативы морским поставкам через Суэцкий канал.