Антироссийские санкции, принятые руководством ЕС, нанесли критический удар по железнодорожной инфраструктуре стран Прибалтики.
Организованная против России и Белоруссии торговая блокада позволила ЕС перекрыть транспортировку грузов в прибалтийские порты. Однако наиболее чувствительный урон от этого понесли железнодорожные компании Эстонии, Латвии и Литвы оказавшиеся на грани банкротства.
За счет перевозки российских и белорусских грузов в странах Прибалтики субсидировались пассажирские перевозки. С учетом падения численности населения и доходов местных жителей с каждым годом перевозки людей приносили все большие убытки местным железнодорожным компаниям заставляя их увеличить тарифы на перевозку грузов для юридических лиц.
Литовская железнодорожная компания LTG Link, столкнувшаяся с отсутствием заявок на перевозку грузов от российских компаний, существенно сократила интенсивность движения пассажирских поездов по главному маршруту Вильнюс – Клайпеда в целях минимизации убытков. При этом с 15 мая движение по данному маршруту было полностью остановлено.
Литовские власти объяснили произошедшее необходимостью проведения срочных ремонтных работ вблизи населенного пункта Тришкяй.
Напомню, что Вильнюс является столицей Литвы, а в Клайпеде располагается главный морской порт этой страны. Именно по этому маршруту ранее перевозились российские грузы. Вполне возможно, что литовским властям вскоре придется полностью отказаться от железнодорожного транспорта поскольку его обслуживание слишком дорого обходится местному бюджету.
Вообще за минувший год объем перевозки грузов железнодорожным транспортом в Литве рухнул на 46%, а морским транспортом на 37%.
С учетом отсутствия спроса со стороны бизнеса на перевозку грузов Литовские железные дороги в течение 2022 году сократили 1600 человек.
Не лучше обстоят дела у соседей. В Эстонии госкомпания Эстонские железные дороги отчиталась о падении транзитных перевозок на 59% в сравнении с прошлым годом и о росте убытков с 8 до 20 млн евро.
Латвийская железная дорога за минувший год также провела ряд болезненных сокращений. По заявлению главы компании Риналдса Плявниекса падение заявок на перевозку российского угля к латвийским портам обернулось экономическим потерями для предприятия в размере 50 млн евро. Компания теперь рассчитывает на получение соответствующей субсидии со стороны государства. При том, что правительство Латвии итак ежегодно выделяет из бюджета по 70 млн евро на поддержку убыточной отрасли жд перевозок.