Издание РБК сообщило о том, что отечественные компании довольно быстро нашли замену импортному оборудованию. Американские и европейские чиновники намеревались нанести сокрушительный удар по российской промышленности, изолировав ее от поставок высокотехнологичного оборудования и разорвав договоры на его сервисное обслуживание и ремонт.
Однако эти санкции причинили лишь крупные убытки западные технологическим компаниям, которые лишились доступа на российский потребительский рынок и вынуждены были оставить в России свои производственные площадки, которые теперь почти даром достанутся российским или китайским компаниям.
По результатам исследования, проведенного лабораторией конъюнктурных опросов Института имени Гайдара, 67% российский компаний начали закупать китайское оборудование вместо западного, а 54% компаний перешли на закупку отечественного оборудования и станков.
Отмечается, что к январю 2023 года свыше 50% российских предприятий произвели закупку техники российского либо китайского производства. При этом указанные компании ранее приобретали преимущественно технику американских, европейских и японских фирм.
В суммарных объемах закупки оборудования к концу 2022 года стали преобладать покупки российской техники, которые незначительно опередили в стоимостном выражение закупки китайской техники.
В сфере закупки запчастей и компонентов пока лидируют китайские поставщики. На покупку китайских запчастей перешло 63% российских компаний. Продукцией отечественных предприятий машиностроения стали пользоваться 46% респондентов.
Результаты исследования свидетельствует об эффективности программы импортозамещения. Стоит отметить, что именно российские предприятия машиностроения и станкостроения получили наибольшую выгоду от западных санкций. Для них западные чиновники попросту расчистили рынок, устранив конкурентов.
Лишь 15% российских предприятий сообщили, что продолжают получать каким-то образом станки и машины из недружественных стран в обход санкций.
Еще 23% отечественных предприятий продолжают получать западные запчасти. При этом еще год назад западные запчасти импортировали около 80% российских компаний.