Помощник президента России Игорь Левитин на полях Петербургского международного экономического форума заявил о необходимости строительства мощного торгового и рыболовного флота.
В условиях развязанной странами Запада санкционной войны развитие гражданского судостроения является приоритетной задачей государства.
Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что только отечественное судостроение позволит России достичь технологического суверенитета и преодолеть последствия организованной странами Запада торговой блокады.
Сейчас морской транспорт занимает минимальную долю во внутреннем грузообороте России. При этом огромная территория от Калининграда до Владивостока может снабжаться ресурсами и продовольствием только морским либо речным транспортном. Ряд российских регионов, таких как Камчатка, Чукотка, Ямал практически не имеют автомобильного и железнодорожного сообщения с остальными российскими регионами. Без морского транспорта развитие этих районов страны невозможно.
А есть еще остров Сахалин и Курильские острова, какого-либо сообщения по суше с ним нет. До южных Курил транспортное судно из Владивостока идет через Японское море на расстояние в 1000 километров. А население Сахалина и Курильских остров превышает суммарно 500 тысяч человек.
Без морского транспорта Россия не вывезет сжиженный газ с Ямала, уголь с Таймыра и Чукотки, никель, платину, палладий из Норильска.
Теперь еще, в свете сухопутной блокады Калининградской области, у России появилась еще одна заморская территория, до которой сейчас можно довезти грузы только морем. А в Калининградской области только по официальным данным проживает более 1 миллиона человек. Без организации паромной переправы этого российскому региону теперь не обойтись. А паромов надо много. Имеющихся 5 штук на нужды всего региона недостаточно.
При этом помимо решения исключительно внутренних проблем России нужен мощный торговый флот для преодоления торговой блокады и монополии западных стран на контейнерные перевозки.
Россия критически зависит от иностранных логистических операторов. Необходимо как можно скорее ввести правило о возможности поставок российских товаров на внешний рынок исключительно на судах, зарегистрированных в России. Дефицитное продовольствие, металлы, минеральные удобрения должны поставлять в другие страны российские торговые суда.
Но для этого их необходимо построить в большом количестве или закупить у дружественных стран. Основной объем экспорта российских товаров идет сейчас по морю.
В данный момент Россия занимает 21 место в мире по торговому флоту и контролирует чуть более 1% мирового тоннажа торговых судов. Однако экономические санкции западных стран диктуют необходимость построения не только новых логистических маршрутов, но мощного и современного торгового флота.