Вчера финская компания Nokian Tyres с грустью заявила о решении окончательно покинуть российский рынок и прекратить производство автомобильных шин на российском заводе, расположенном в Ленинградской области.
Любопытно, что финская компания пока еще не определилась с механизмом ухода с российского рынка. Видно, что ей поступила команда срочно уйти независимо от экономических последствий и размера убытка, который придется списать.
Финские СМИ отмечают, что Nokian Tyres рассматривает заявки 3-х потенциальных покупателей на покупку российского актива. Завод в Ленинградской области могут купить у финнов 2 китайские компании и российская Татнефть.
Для Nokian Tyres российский завод был ключевой производственной площадкой, на которой к началу этого года выпускалось 80% от всех производимых автомобильных шин.
Финские шины, произведенные на заводе в Ленинградской области, поставлялись более, чем в 40 стран мира. Это один из крупнейших специализированных заводов по производству шин в Европе. На нем ежегодно производилось 17 миллионов шин.
Смекалистые финны быстро просчитали выгоду от производства шин в России. Основным сырьем для производства автомобильных шин является натуральный и синтетический каучук, а также углеродная сажа.
Синтетический каучук получают из полимеров, изготовленных их сырой нефти, а углеродную сажу из сырой нефти и природного газа при их взаимодействии с кислородом.
Основной объем сырья закупался Nokian Tyres в России. При этом Россия являлась одновременно и крупнейшим рынком сбыта автомобильных шин с долей в 20% от всех продаж финской компании.
Теперь финны потеряют и свою главную рентабельную производственную площадку и крупнейший для себя рынок сбыта продукции.
Комментируя принятое решение руководство Nokian Tyres сообщило, что намерено вместо российского завода построить новые заводы в Финляндии и США.
Предположу, что американцы надавили на финнов с требованием закрыть российский завод Nokian Tyres, предложив им льготные условия для строительства завода на территории США.
Однако очевидно, что производство шин в Финляндии, не имеющей нефти, не сравнится с точки зрения доходности с аналогичным производством в России. Тоже самое касается США. Расходы на организацию и содержание бизнеса в США очевидно несопоставимы с российскими условиями, начиная от расходов на энергию и заканчивая расходами на оплату труда и налоговыми отчислениями.
Плюс уровень конкуренции в США заметно выше и желающих использовать зимнюю резину меньше.