Министерство транспорта России провело совещание с руководством крупнейших российских авиакомпаний для выработки плана действий в условиях новых санкций, принятых странами Евросоюза, затрагивающих сферу авиаперевозок.
Напомню, что ЕС 28 февраля обязал европейские лизинговые компании в одностороннем порядке расторгнуть договоры со всеми российскими авиакомпаниями и потребовать возврата в месячный срок в Европу всех находящихся в лизинге (то есть не полностью выкупленных) самолетов Боинг и Эйрбас.
ЕС также ввел запрет на поставку в России запасных частей к самолетам Боинг и Эйрбас и запретил осуществлять их техническое обслуживание.
Сейчас в лизинге у российских авиакомпаний находятся 520 самолетов Эйрбас и Боинг, что составляет около 80% от всего парка воздушных судов российских авиакомпаний.
Суммарная рыночная стоимость данных самолетов оценивается не менее, чем в 50 миллиардов долларов.
Возврат данных самолетов грозит России потерей внутреннего рынка авиаперевозок. Заменить европейские и американские самолеты пока может лишь российский Сухой СуперДжет 100. Однако их количество ограничено. Наши авиакомпании эксплуатируют менее 150 воздушных судов. При этом данные суда являются ближнемагистральными и могут преодолевать расстояния не более 4,5 тысяч километров.
Первые среднемагистральные самолеты МС-21 только начнут поступать российским авиакомпаниям к концу года.
В сложившийся ситуации Минтранс предлагает национализировать иностранные самолеты и оставить их в России.
Такое решение выглядит пока единственно возможным, но не решит всех проблем, поскольку в случае вылета за пределы воздушного пространства данные самолеты теоретически могут быть арестованы по требованию лизингодателей.
В свою очередь отказ от поставок запчастей и технического обслуживания самолетов ограничивает сроки их использования. Хотя российские инженеры теоретически могут при необходимости замены запчастей для одних самолетов в течение какого-то времени использовать запчасти с других самолетов такой же модели.
Как долго продлиться данная ситуация сказать сложно, однако нет сомнений в том, что национализация иностранных самолетов или отказ от их возврата неминуемо приведет к банкротству лизинговых компаний, которые лишаться своего имущества без возможности получения за него лизинговых платежей.
Данная мера может отрезвить умы британских и американских политиков и вынудить их искать пути выхода из создавшейся ситуации, в том числе путем продажи самолетов российским авиакомпаниям по льготным ценам и снятия запрета на поставку запчастей.