Ставка западных стран на морскую изоляцию России посредством блокирования ее морских портов не сработала.
По итогам текущего года Россия установит рекорд по объему перевалки грузов морскими портами.
По данным Росморречфлота, в 2023 году грузооборот российских морских портов вырастет на 7% и достигнет отметки в 900 млн тонн. Это рекордные цифры за всю историю страны, включая советское время. При этом рекордные показатели предположительно будут обновлены в следующем году. В 2024 году прогнозируется дальнейший рост грузооборота наших портов в район 1 млрд тонн.
Выйти на рекордные цифры удалось благодаря интенсивному развитию портовой инфраструктуры, расширению пропускной способности железных и автомобильных дорог. А этому во многом поспособствовали западные санкции.
Именно они вынудили почти полностью отказаться от использования прибалтийских, польских, финских портов, а заняться развитием Северного морского пути и модернизацией дальневосточных портов.
Изменение логистических маршрутов и переориентация отечественных компаний с европейского на азиатский рынок способствовала быстрому возведению в дальневосточных регионах угольных и нефтеналивных терминалов.
Если до начала российской спецоперации в страны Европы поставлялось 45% российской нефти и нефтепродуктов, то теперь только 5% и то исключительно трубопроводным транспортом. Помимо Китая в прошлом году крупным импортером российских ресурсов стали Индия и Турция, что способствовало росту загрузки портовых мощностей в Черном и Азовском море.
В течение 2023 года в России были построены и введены в эксплуатацию новые портовые мощности по перевалке 22 млн тонн грузов. До конца текущего года будут дополнительно запущены в работу 3 новых терминала в порту Тамань, в бухте Суходол и порту Ванино на Дальнем Востоке.
При этом в 2024 году планируется ввести в строй еще 9 объектов портовой инфраструктуры, которые позволят увеличить объемы перевалки грузов еще на 60 млн тонн.
По прогнозам Росморречфлота, к концу следующего года проектная мощность морских портов России вырастет до 1,4 млрд тонн. Для сравнения, на момент распада СССР мощность всех советских портов составляла 600 млн тонн, а к 1999 году она сократилась до 300 млн тонн, что впоследствии и вынудило российские компании переориентироваться на прибалтийские порты. Если бы не западные санкции, то ситуация в лучшую сторону вряд ли бы изменилась.