Еврокомиссия пошла на серьезное обострение отношений с Пекином. Европейские чиновники сообщили о начале расследования в отношении электромобилей, произведенных в Китае, результаты которого станут поводом для закрытия европейского автомобильного рынка для китайских автопроизводителей.
Серьезный интерес к этому расследованию проявят американские власти, который хотят расчистить рынок ЕС для автопроизводителя Tesla, недавно открывшего гигафабрику под Берлином, на которой планируется выпускать по 500 тысяч электромобилей в год.
По сообщению Bloomberg, аналогичный завод компания Tesla планирует построить во Франции. Илон Маск в июле 2023 года провел переговоры по этому поводу с министром экономики Франции Бруно Ле Мером. Инвестиции в строительство французской гигафабрики Tesla предположительно превысят 5 млрд долларов.
В обозримой перспективе компания Tesla планирует выпускать в Европе 1 млн электромобилей в год.
Ожидается, что европейский рынок станет главным автомобильным рынком в мире в ближайшие 10 лет ввиду того, что с 2035 года на территории ЕС будут запрещены продажа и эксплуатация автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
По данным Европейской автомобильной ассоциации, по итогам июля 2023 года доля электромобилей впервые превысила долю дизельных авто и составила 15%.
Продажи электромобилей в мире растут по 13 – 15% в год, вытесняя с рынка авто, работающие на ископаемом топливе. Однако лидирующие позиции в этом сегменте прочно заняли китайскими компании, что угрожает перспективам американской компании Tesla.
К настоящему времени уже 35% от всех эксплуатируемых электромобилей произведены в Китае. В декабре 2023 года китайский автопроизводитель BYD открывает продажи нового электрокара Seal, стоимостью в 45 тысяч евро, который называют убийцей Tesla Model 3. Китайский авто по техническим характеристикам почти во всем превосходит американского конкурента и стоит на четверть дешевле.
Европейские чиновники считают, что китайские автопроизводители нарушают рыночные условия ЕС, поставляя свои электромобили по заниженным ценам за счет получения мер государственной поддержки от китайских властей.
По итогам начавшегося расследования брюссельские чиновники могут обложить китайские электромобили карательными пошлинами, что сделает их покупку в странах ЕС невыгодной.
Китайские власти в долгу не останутся и введут в этом случае ограничения на экспорт в ЕС китайских аккумуляторных батарей. К настоящему времени под контролем Китая находится уже 60% общемирового производства аккумуляторов.