Украинские нефтетрейдеры по сообщению РИА Новости уведомили киевские власти, что они не могут больше сдерживать рост цен на топливо на АЗС, поскольку транспортные коридоры, по которым ранее нефтепродукты поступали на Украину, перестали функционировать.
Напомню, что до начала российской спецоперации главными поставщиками топлива на Украину являлись Россия и Белоруссия.
После начала российской спецоперации Украина преимущественно перешла на импорт литовских и польских нефтепродуктов, которые поставлялись на территорию Незалежной по железной дороге транзитом через Белоруссию. После введения ЕС санкций в отношении белорусских удобрений Литва приостановила транзит белорусских грузов к прибалтийским морским портам. В ответ белорусские власти остановили прибалтийских транзит нефтепродуктов на Украину. Это привело и к прекращению поставок на Украину по железной дороге топлива из Польши.
Далее, выход России из зерновой сделки привел к закрытию российской армией гуманитарного коридора. Это привело к тому, что Украина лишилась возможности получать нефть по Черному морю.
В итоге с июля текущего года для Украины стал доступен только автомобильный канал поставок нефти с территории Румынии, Польши, Болгарии и Молдовы. Все перечисленные страны критически зависят от импорта российской нефти. Своя нефть имеется только в Румынии, при этом текущие объемы потребления нефти в Румынии в 2 раза выше объемов ее добычи.
Несколько последних десятилетий страны Восточной Европы покупали сначала советскую, а потом российскую нефть марки Urals. Под получение этой нефти были построены НПЗ. После запрета на поставки российской нефти соседние с Украиной страны перешли на покупку российской нефти через сеть посредников для обхода санкционных ограничений. Эта же нефть потом поставлялась бензовозами на Украину.
Резкое ухудшение отношений между Киевом и Варшавой, спровоцированное зерновым конфликтом, привело к кратному сокращению товарооборота между Украиной и Польшей и более тщательному досмотру польскими таможенниками украинских бензовозов, въезжающих за польским топливом.
Если раньше один украинский бензовоз тратил в среднем 2-е суток на то, чтобы пересечь польскую границу, заправиться топливом и вернуться обратно, что теперь этот же путь занимает не менее 10-ти суток. Это кратно снизило рентабельность бизнеса украинских компаний.
Аналогичная ситуация сложилась и на других пунктах пропуска. При этом на границе с Румыний, украинским бензовозам приходится стоять не менее 15 суток. Для того, чтобы экспортировать европейское топливо в прежних объемах Украине теперь требуется в 5 раз больше бензовозов.