Европейские политики находятся в 2-х шагах от принятия судьбоносного для себя решения – отказа от импорта российской нефти.
Если о запрете на поставку российского угля члены Евросоюза договорились оперативно и относительно безболезненно для себя, то по газу и нефти ряд стран категорически отказывается принять решение о введении нефтяного эмбарго.
Пока обсуждаемый европейскими политиками проект нового пакета санкций предусматривает отказ от импорта сырой нефти и нефтепродуктов из России, начиная с 2023 года.
Однако европейские политики вот уже как месяц не могут договориться о принятии данного законопроекта. Все дело в том, что большинство стран Восточной Европы, НПЗ которых заточены под потребление тяжелых сортов российской нефти хотят, чтобы Евросоюз для некоторых стран ввел исключение с учетом их крайне высокой зависимости от нашей нефти.
Другие страны настаивают на длительной отсрочки от введения нефтяного эмбарго против России. Они готовы в будущем отказаться от нашей нефти, но не ранее, чем через нескольких лет и после модернизации своих НПЗ.
Речь, в частности, идет о Венгрии, зависимой от поставок российской нефти на 65%, Словакии, зависимой от нашего черного золота на 96% и Болгарии. Последняя страна, уже лишившаяся российского газа, требует от Евросоюза как минимум 2-х летней отсрочки от введения нефтяного эмбарго против России.
Западные эксперты отмечают, что если лидеры Евросоюза во главе с Германией политически продавят решение о введении нефтяного эмбарго, то страны Восточной Европы столкнуться с острым топливным кризисом. И этот кризис не удастся преодолеть даже с учетом поставок другой нефти. Без модернизации НПЗ производство бензина и дизельного топлива будет длительное время невозможным в странах Восточной Европы.
На модернизацию НПЗ потребуются десятки миллиардов евро, которых в большинстве дотационных стран Евросоюза попросту нет, а сам процесс приспособления местных НПЗ к другим сортам нефти займет не менее 2 – 3 лет.
При этом на нефтяное эмбарго в отношении России не соглашаются и некоторые страны Западной Европы, включая Бельгию, Нидерланды и Грецию.
Нидерланды и Бельгия не хотят терять существенных доходов от перепродажи российской нефти. Эти страны фактически являются нефтяными хабами благодаря крупным нефтеналивным терминалам по приему и перевалке российской нефти, построенным в портах Роттердама и Антверпена.
Наконец существенное влияние на решение европейских политиков оказывают Китай и Индия, готовые оперативно заменить Европу на рынке покупки российской нефти.
При этом в Европу другие поставщики нефти направлять свои танкеры с топливом не спешат.