Британская газета Financial Times сообщила, что Евросоюз в рамках исполнения принятых ранее санкций предложит Дании проверять и блокировать в датских проливах российские танкеры с нефтью, не имеющие западной страховки.
Указанные меры, по оценкам британского источника, помогут британским страховым компаниям и поспособствуют ограничению сырьевых доходов Кремля.
Известно, что через российские нефтеналивные терминалы на Балтике транспортируется около 60% от всего объема российского экспорта нефти. Указанный объем топлива загружается на танкеры в российских портах и далее следует из Балтийского моря в Северное море через датские проливы.
По мнению брюссельских чиновников, Дания вправе проверять иностранные суда с нефтью на борту на предмет наличия у них страховок западных компаний. Отсутствие западных страховок, по мнению европейских псевдоэкспертов, может представлять угрозу для окружающей среды.
Датские власти пока воздержались от комментариев по этому поводу.
Указанная инициатива ЕС направлена на принуждение России к продаже нефти иностранным покупателям по цене не выше 60 долларов за баррель. Контроль за исполнением потолка цен на нефть западные страны ранее возлагали на западные страховые компании, которые должны были страховать риски, связанные с транспортировкой нефти.
Однако российские компании при помощи государства приняли страховые риски на себя, лишив британские страховые компании существенной части доходов.
Фактически попытка блокировать российские коммерческие суда в датских проливах можно расценивать как акт войны, поскольку он направлен на морскую блокаду России.
Выход из Балтийского моря в мировой океан возможен только через датские или шведские проливы. Дания является действующим членом НАТО, а Швеция намеревается такой страной стать в ближайшие месяцы.
Конвенция ООН по морскому праву формально позволяет задерживать судно иностранного государства, но лишь при наличии явных доказательств наличия угрозы причинения этим судном экологического ущерба прибрежным районам.
Очевидно, что отсутствие британской страховки у российских компаний при наличии российской страховки, которой покрываются все риски, связанные с перевозкой нефти, не является безусловным доказательством наличия угрозы причинения ущерба территории ЕС.