МИД России вызвало посла ЕС Маркуса Эдерера для получения официальных разъяснений по ситуации, связанной с прекращением Литвой транзита российских грузов в Калининградскую область.
Напомню, что с 18 июня Литовские железные дороги прекратили транзит топлива, стройматериалов и других товаров в самый западный российский регион. Под ограничение попало суммарно почти 50% номенклатуры всех перевозимых грузов, включая уголь, бензин и дизельное топливо.
Пока Россия надеется урегулировать ситуацию, спровоцированную действиями литовских властей дипломатическим путем. При этом с каждым днем раздается все больше призывов принудительно, с привлечением вооруженных сил, организовать сухопутный коридор в Калининград через территорию Литвы.
Однако Литва является действующим членом НАТО и данный факт может спровоцировать глобальный вооруженный конфликт в непосредственной близости от российских границ.
Литовские власти пока пообещали лишь, что пропустят в Калининградскую область все товарные составы, прибывшие в Литву до 17 июня включительно. При этом снимать введенные ограничения по транзиту Литва не желает и ссылается, что ее действия предварительно согласованы с руководством Евросоюза.
Евросоюз, по всей видимости, решил организовать сухопутную блокаду Калининградской области в ответ на морскую блокаду Россией украинских портов в Черном море.
Губернатор Калининградской области заверил местное население, что никакого дефицита товаров в регионе не ожидается. 25 июня федеральный центр выделит дополнительный, уже 5-й по счету паром. Пока паромное сообщение будет основным способом коммуникации Калининграда в товарном смысле с остальной частью страны.
Лишение возможности автомобильного и железнодорожного сообщения приведет к удорожанию товаров за счет увеличения транспортных издержек.
Предположу, что если Россия не добьется в ближайшее время отмены от Литвы введенных ранее ограничений, то российское руководство примет решение о денонсации договора с Литвой о государственной границе, заключенного в 2003 году.
В этом случае Москва сообщит о наличии у нее права самостоятельного определения границ Литовской республики.
Данный шаг может стать формальным поводом для ввода российских войск на территорию Литвы для организации так называемого Сувалкского коридора из Белоруссии в Калининградскую область и полного взятия под контроль жд ветки, через которую проходит транзит российских грузов.
Длина данного сухопутного коридора составляет 100 километров. С его помощью Россия способна полностью отрезать все страны Прибалтики от Евросоюза и НАТО. В этом случае уже не Калининград, а Эстония, Латвия и Литва станут анклавами ЕС.
Вопрос в том, как отреагируют на данную военную инициативу наши западные партнеры.