Вопросы, связанные со строительством моста на Сахалин, обсуждаются в течение вот уже 100 лет. Первоначально, проект пытались реализовать в 20-е годы прошлого века после оккупации Северной части Сахалина японскими войсками. Однако после проведенных инженерных изысканий от проекта решили отказаться ввиду сейсмоопасности, высокой сложности и дороговизны работ.
Позднее, к проекту строительства моста неоднократно возвращались, но все время откладывали его реализацию до лучших времен.
Самая узкая часть, отделяющая Сахалин от материковой части России, проходит в районе пролива Невельского, ширина которого составляет чуть более 6-ти километров. Данный участок характеризуется сложным геологическим строением. По дну пролива проходит тектонический разлом. За последние 70 лет в этом районе фиксировались три крупных землетрясения.
В конце 2020-го года Министерство транспорта России совместно с госкомпанией РЖД по результатам проведенных изысканий и разработки технико-экономического обоснования проекта, озвучили сметную стоимость мостового перехода на Сахалин. Сооружение моста с учетом затрат на строительство подъездных автомобильных и железных дорог оценивается в 540 миллиардов рублей по текущим ценам.
Это в 2,5 й раза превышает сметную стоимость строительства Крымского моста. При этом Сахалин не имеет туристического потока и близко сопоставимого с крымским регионом пассажиропотока ввиду низкой плотности населения на Дальнем Востоке.
Население Крыма составляет 2,5 миллиона человек, а данный курортный регион ежегодно посещают до 10 миллионов человек. Строительство моста в Крым стало импульс для экономического развития региона. Нет никаких сомнений в том, что все понесенные государством затраты на сооружение Крымского моста окупятся в течение нескольких лет.
Сахалинский мост не строили все это время, поскольку данный проект представлялся государству заведомо убыточным.
На Сахалине проживает около 500 пятисот тысяч жителей, которые прочно связаны с островом и имеют на нем работу. Сопоставимого с югом России туристического потока на Сахалин не будет. Добываемые на Сахалине углеводороды, нефть и газ заметно дешевле транспортировать по морю, чем по автомобильной или железной дороге.
Тем не менее, государство планирует связать Сахалин с материковой частью России и железнодорожной магистралью БАМ мостовым переходом в период с 2025-го по 2030-й год.
Для того, что проект имел экономическую окупаемость Минтранс планирует построить на Сахалине новый глубоководный порт. Однако данный порт необходимо загрузить грузами в объеме не менее 25-ти миллионов тонн. Таких грузов на самом Сахалине нет.
Основным грузом, вероятно, станет уголь, добываемый в Кемеровской области. Но для того, чтобы его везти к Сахалину РЖД должно предварительно завершить реконструкцию Восточного полигона и увеличить пропускную способность БАМа.