21 июля текущего года коалиционное болгарское правительство приняло решение об одностороннем разрыве договора коммерческой концессии с Лукойлом, в соответствии с которым российской нефтяной компании был передан во владение и пользование портовый терминал Росенец.
Против указанного решения выступил президент Болгарии Румен Радев, который попытался оспорить его в Конституционном суде, заявив, что оно противоречит интересам болгарских предприятий и населения.
Однако вероятность отмены указанного решения стремится к нулю с учетом принятого на прошлой неделе болгарским правительством решения о национализации портового терминала Росенец.
Министр транспорта и коммуникаций Болгарии Георгий Гвоздейков заявил, что указанное решение позволит болгарскому правительству не выплачивать Лукойлу неустойку за досрочный разрыв договора концессии. Указанный договор был заключен с российской компанией в 2011 году сроком на 35 лет.
Лукойл ранее строил бизнес в Европе под ключ, полностью контролируя процессы поставки сырой нефти на свои заводы в Европе, ее переработки и последующей продажи на своих же АЗС европейским потребителям.
В Болгарии Лукойл владел нефтеналивным терминалом в порту Росенец, с которого сырая нефть Лукойла поставлялась на НПЗ Лукойла, а уже оттуда на сеть местных заправок в количестве 500 штук. Плюс к этому в Бургасе Лукойл имел крупный нефтехимический комплекс.
Суммарные инвестиции Лукойла в создание нефтехимического и топливного бизнеса в Болгарии оценивались в 4 млрд евро.
Болгарские власти по примеру итальянских и немецких коллег решили отобрать у Лукойла его дорогостоящие активы со ссылкой на необходимость исполнения санкций ЕС в отношении российской нефти. По мнению болгарских депутатов, поставка российской нефти в Болгарию в нарушение санкций является контрабандой.
Напомню, что сейчас на территории ЕС действует запрет на импорт российской сырой нефти и нефтепродуктов. Для Болгарии с учетом ее критической зависимости от получения топлива от Лукойла было сделано временное исключение, согласно которому Болгарии разрешили покупать российское топливо до конца 2024 года.
Однако болгарские чиновники по-видимому решили отказаться от российской нефти раньше указанного срока.
В этом году болгарский парламент принял закон, позволяющий национализировать активы Лукойла в случае возникновения угрозы национальной безопасности, которая может выражаться в риске прекращения поставок в Болгарию топлива.
После отъема у Лукойла нефтеналивного терминала болгарские чиновники теперь готовы отобрать у российской компании нефтехимический комплекс и сеть АЗС.
Плохо, конечно. Но поговаривают, что дизель от болгар попадает в страну 404. А там им заправляют не только комбайны…
Заминировать и взорвать, когда уйдем. Пусть “братушки” сидят без топлива на пепелище.
Гордиться нечем, согласен. Отмечу только, что данное правительство сформировано с “времянки”, после отставки предыдущих двух. Нац. интересы крайне трудно тут отстаивать, все давно схвачено, к сожалению.
И Орбана у нас нет, что население думает (в том числе об СВО) им дела никакого нет. Вот так вот.
Не знаю, сколько Лукойл платил налогов в бюджет РФ, представляется, что мало, но их не жалко совсем, поставили нефть, там делали дизель и отправляли в страну 404 , за это никто не был наказан, Лукойл зарабатывал на крови наших ребят